On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.



АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 28
Зарегистрирован: 29.11.07
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.09 00:39. Заголовок: Идолопоклонство vs иконопочитание


К сожалению, не имею сейчас возможности полно и объективно осветить эту тему. Поэтому выкладываю только фактический материал. Изучать его, рассуждать, оценивать надёжность и достоверность источников, сопоставлять различные толкования и делать выводы - оставляю читателям. Я лишь подчеркнул те тексты, на которые опирался бы при написании статьи. В остальном же в цитатах сохранена оригинальная орфография источников.


I. Что такое «идол»?


ИДОЛ м. увелич. и бранное изваянье мнимого божества; истукан, пагода, кумир, болван. Идолы греков были изящные мраморные изваянья; идолы калмыков, китайцев, литые медные уроды; идолы самолдов - резные, деревянные болваны. | Кого-либо что любим страстно, безрассудно, кому или чему поклоняемся, как божеству; иногда бранное: болван. ... Идолопоклоненье ср. или -поклонство, -поклонничество; идолослуженье, -служительство; идолочтенье, -чествованье, -чтительство; -почитанье; идольство, поклоненье, служенье идолам, почитанье их, вера в кумиров. ... Идолопоклонничать, -нствовать, быть идолопоклонником, поклоняться идолам, кумирам.
© В. Даль: «Толковый словарь», статья «Идол» (электронная версия)

ИДОЛ, -а, м. 1. У первобытных народов: фигура человека или животного, к-рой поклоняются как божеству. Языческие идолы. 2. То же, что статуя (устар.). 3. перен. Кумир, предмет восхищения, преклонения (устар.). 4. Дурак, болван (разг. бран.).
© С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год, статья «Идол» (стр. 236)

КУМИР, -а, м. 1. То же, что истукан. 2. перен. Предмет восхищения, преклонения. * Не сотвори себе кумира (книжн.) - призыв иметь свободную совесть, самостоятельный и смелый ум [по Ветхому Завету - божественная заповедь пророку Моисею].
© С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год, статья «Кумир» (стр. 314)

ИДОЛ (от греч. eidolon, букв. - образ, подобие), изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле - предмет слепого преклонения.
© «Большой энциклопедический словарь», статья «Идол» (электронная версия)

ИДОЛ (от греч. eidolos - маленький вид, изображеньице) - созданнй человеком предмет, к-ый, по воззрениям верующих, изображает, замещает или вмещает богов. Культ И. - идолопоклонство - возник в глубокой древности на почве магии и фетишизма. В совр. религиях он продолжает бытовать в форме поклонения иконам, статуям, распятию и т.п.
© АН СССР, Институт философии: «Краткий научно-атеистический словарь». Издательство «Наука», Москва, 1964 год, статья «Идол» (стр. 225)

{sic!} Любопытно, что в библейском словаре Александра Меня нет словарных статей «идол», «идолопоклонство» и «икона», хотя в других статьях эти понятия он использует десятки раз. Впрочем, в «Словаре по библиологии» А. Меня есть статьи об истории иконографии, которые цитируются ниже.


II. Что Библия понимает под идолом и идолопоклонством?


Идол, идолослужение.
I: 1) под «идолами» (Лев 19:4; 3 Цар 21:26; Иез 30:13; 1 Фес 1:9), «чужими богами» (Втор
31:16), «богами» (1 Цар 7:3), «иными богами» (Нав 24:2; 3 Цар 1 1:4), «другими богами» (Исх 20:3; Суд 2: 17), «богами народов», т.е. язычников (4 Цар 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Суд 10:6), а также под «мерзостью» (3 Цар 11:5,7;Иез 20:7) подразумеваются языч. божества и их изображения (Исх 23:24; Втор 27:15; 4 Цар 23:24; Ис 2:8; Иез 22:3,4; Наум 1:14) ... 2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Втор 4:16-18; Рим 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать «славы Своей иному и хвалы Своей истуканам» (Ис 42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое {sic!} идолослужение и повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Исх 20:3-5; 23:13,24,32,33; Втор 12:1-3,29-31; 13). Несмотря на это, израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя Божье наказание (4 Цар 17:7-23). Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки, сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием, развратом и блудом, намекая тем самым на распространенные в то время культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов, к-рые не позволяют наследовать Царство Божье (1 Кор 6:9,10; 10:14; Откр 21:8; 22:15). При этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание языч. божеств: {sic!} в Еф 5:5 и Кол 3:5 идолопоклонством названо любостяжание, а в 1 Цар 15:23 - «волшебство» и «противление» т.е. грехи людей, ставящих на место Бога собственное «я» (ср. Мф 6:24); 3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов - бездушных (Пс 105:28), суетных (Иер 2:5), безгласных И. (Авв 2:18; 1 Кор 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и навредить ему (Иер 2:28; 10:5; ср. Иер 7): «Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил» (1 Пар 16:26; Пс 95:5). Но все вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями истуканов {sic!}. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над всеми «богами», Он - Бог и Владыка всех «богов» (Втор 10:17; Пс 94:3; 96:9), «которые в существе - не боги» (2 Пар 13:9; Гал 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу для человека, даже если он служит им неосознанно {sic!} ...
II: 1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии названы дерево (Ис 40:20; 44:13), камень (4 Цар 19:18; Иер 2:27), золото, серебро, медь и железо (Исх 20:23; Ис 44:12; дан 5:4; Откр 9:20). Наряду с литыми И. (Исх 34:17; Ис 42:17) упоминаются И. в окладах из серебра и золота (Ис 30:22), а также украшенные золотом и серебром деревянные истуканы (Иер 10:3-5). Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Ис 40:19). Иезекииль повествует о настенных изображениях (Иез 8:10), вероятно, имея в виду рисунки.
© Фритц Ринекер, Герхард Майер. «Библейская энциклопедия Брокгауза». Издательство «Християтска Зоря», г. Кременчуг (Украина), 1999 год, статья «Идол, идолослужение» (стр. 366-367)

Идол (в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас) - изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека, животного или рыбу для поклонения природным силам, которые языческие народы обожествляли (Рим 1.25). ... Такие изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах (1Ц 5.2) или на полях для массового поклонения (Дан 3.1), но немало их, видимо, было и небольшого, «семейного» формата (Ис 44.13). Такие изображения и изваяния делали и израильтяне, поддавшись влиянию окружавших их племен (Пс 105.19-21), на протяжении всей своей истории, то глубоко погружаясь в идолопоклонство, то временно отходя от него. ... В более широком смысле, идол - это всякий предмет, убеждение или деятельность, которые занимают в сознании и жизни человека центральное место, то есть место Бога. {sic!}
© Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.», статья «Идол» (электронная версия)

Идолопоклонство - поклонение ложным богам и идолам, принесение им жертв, возлагание на них надежд. ... Поклонение в древности (когда люди еще вели себя «примитивно» - нелицемерно, открыто) осуществлялось перед видимыми изображениями этих богов (идолов), им приносились в явном виде человеческие жертвы (Ие

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 29
Зарегистрирован: 29.11.07
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.09 00:40. Заголовок: Идолопоклонство vs иконопочитание


2 из 2


VII. Когда возникло иконопочитание?


В ВЗ Закон Божий запрещал изображать не только Божество, но и тварные явления (Исх 20:4). В целом этот принцип строго соблюдался: ни Библия, ни археология библейская не знают ничего, подобного изображению Бога («золотой телец» расценивается в Исх и 3 Цар как отступничество {sic!}). Исключение делалось лишь для декоративного {sic!} убранства святилищ и дворцов: херувимы Ковчега и Храма, растительный орнамент, а также фигуры из слоновой кости были найдены среди развалин Самарии 8 в. до н.э. Следовательно, ни в допленный период, ни в иудействе, ни в раннем иудаизме не должно было существовать произведений, иллюстрирующих свящ. историю. Однако в синагогах Палестины и диаспоры первых веков н.э. наблюдается временное отступление {sic!} от древней заповеди Исх. Так, мозаика 6 в. из Бет-Альфы (Изреэльская долина) представляет сцену жертвоприношения Авраама, а стены синагоги в Дура-Европос (Двуречье, 3 в.) сплошь покрыты фресками на библ. сюжеты. С известной долей реализма там изображены Авраам, Моисей, Ездра, Мардохей, эпизоды из времен Исхода, судей и жизни Давида.
... Раннехристианское И.и. (2-3 вв.). Христианство, как религия Воплощения, уже не было связано запретом на изображения Бога {sic!}, обязательным для ВЗ. Свящ. {sic!} изображения рано вошли в церковную практику, к-рая позднее была подтверждена на VII Вселенском соборе.
© о. Александр Мень: «Библиологический словарь». Издательство «Фонд им. Александра Меня», Москва, 2002 год, статья «Изобразительное искусство и Библия» (электронная версия)

Вместе с наплывом «обращенных», но не возрожденных варваров, в христианские обычаи и обряды вошло много языческого: поклонение мертвым (святым и мощам), поклонение деве Марии и предметам (кресту и иконам), церковные «таинства» и исповедь. От культа бога-солнца пришли нимбы вокруг голов «святых» на их изображениях, выбритый круг на затылке римских священников (тонзура) и мелкие круглые хлебцы (просвиры). Даже праздник рождения этого бога-солнца был преобразован в Рождество Христово, до сих пор с великим веселием отмечаемое во всем мире. Святые предметы, святая вода, посты по расписанию, эпитимии (самонаказания), заученные молитвы на всякий случай и т.д. и т.п. были заимствованы из язычества безо всякого изменения.
Римская империя была всегда терпима к всевозможным религиям, наполнявшим ее, но она требовала, чтобы они были ей лояльны. Разумеется, новая государственная религия не должна была быть противницей имперского духа и она очень скоро покорилась ему. Так началось пленение христианской церкви (вернее того, что теперь называлось этим словом) Римской империей, дух которой вполне пронизал ее и она оказалась совершенно приземленной. Она стала навсегда одной из земных религий, правда не менее других преуспевающей!
© Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.», статья «Церковь» (электронная версия)

ИКОНОБОРЧЕСТВО, религиозное движение в Византии в 8 - 1-й половине 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху..., не поклоняйся им и не служи им» - Исход, 20,4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).
© «Современный энциклопедический словарь», 1997 год (электронная версия)

Иконоборцы (8 в.) - представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 г. император Лев 3 запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборчество было объявлено ересью.
© Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.», статья «Ересь» (электронная версия)


VIII. Что изображено на иконах?


Для первых христиан было характерно резко отрицательное отношение к античной культуре, прежде всего к древним верованиям и изобразительному искусству. В Откровении Иоанна идолопоклонникам была уготована страшная участь:
«Кто поклоняется зверю и образу его... тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (14: 9-10).
...
Первые христиане не могли и помыслить изобразить Бога - это было запрещено в иудаизме и могло восприниматься как идолопоклонство. Христианские философы-богословы давали обоснование отказу от изображений уже в рамках христианского {sic!} мировоззрения. Климент Александрийский учил, что поклоняться существу бестелесному (имеется в виду Бог), доступному лишь духовному зрению, изображая Его в телесных формах, значит только унижать Его; для Климента изображения - всего лишь прах, как он писал в своем сочинении «Увещевание язычникам». Осуждение изображений не только Божества, но и почитаемых святых встречается и в некоторых апокрифах. Так, в апокрифических Деяниях Иоанна описывается эпизод, когда обращенный Иоанном Ликомед из Эфеса в благодарность апостолу и для сохранения памяти о нем тайно от Иоанна заказывает художнику написать его портрет: Ликомед спрятал художника в комнате, откуда можно было видеть апостола. Когда портрет был готов, почитатель Иоанна показал его апостолу Но тот не сразу узнал себя, как сказано в апокрифе, он никогда не видел своего отражения (деталь, показывающая, что апостол не придавал значения своей внешности), а когда Иоанна подвели к зеркалу и тот понял, что изображен именно он, апостол огорчился и произнес целую проповедь о том, что живописец изобразил лишь внешний вид, который могут увидеть все. «Будь лучше ты, моим живописцем, Ликомед: ты имеешь те краски, которые через меня дал тебе Иисус, изобразивший нас всех с тобой... И есть краски, которыми я велю тебе пользоваться: вера в Бога, знание, благоговение, кротость, простота, братолюбие, чистота ...». Кончается проповедь Иоанна жесткими словами: «Ты изобразил мертвый образ мертвого» {sic!} (26-29). Автор этих деяний отрицал возможность портретных изображений человека, поскольку для него имела значение только духовная сущность человека и духовная связь между святым и его почитателями.
Однако установка только на духовное зрение не могла быть близка основной массе христиан, живших в окружении зримых и звучащих образов античной культуры.
...
Можно предположить, что первыми христианскими изображениями были символы. Христианская символика складывалась постепенно; естественно, что христиане многое черпали из окружающего их мира - это происходило и в литературных памятниках, и на уровне повседневной жизни. Если судить по надгробиям и росписям в катакомбах, христиане могли использовать языческие символы, переосмысливая их. До официального признания христианства почитатели Иисуса, не всегда решаясь открыто объявлять себя христианами ... использовали тот тип языческих надгробий, который не противоречил их представлениям, и по-своему объясняли входившие в них изображения. Часто изображались виноград и виноградная лоза, что входило и в языческий культ бога Диониса: вино имело сложную символику, олицетворяло оно и кровь Христову, и было символом вечной жизни (в Евангелии от Иоанна рассказывает о чуде в Кане - претворении воды в вино - символ крови Христовой); рыба символизировала душу, «уловленную Христом», а также самого Христа: буквы, входящие в греческое слово ихтюс (рыба), расшифровывались как «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»; голубь воспринимался символом Святого Духа. Крест как главный символ появился сравнительно поздно - в IV в., но на малоазийских надгробиях христиане, чтобы как-то отделить себя от язычников и в то же время не заявить о себе открыто, писали в конце надписи в традиционной формуле «памяти ради» (мнемес харин) букву Х в виде креста.
...
Но наряду с отдельными символами со второй половины II в. возникает и развивается христианское изобразительное искусство; сентенции Отцов церкви против изображений существовали будто сами по себе {sic!}, не влияя на вкусы и эстетические пристрастия рядовых христиан. Именно поэтому с относительно ранними примерами такого искусства можно познакомиться в росписях катакомб.
...
Со второго века появляются и собственно христианские мотивы - изображения евхаристии: люди, сидящие за столом, преломляющие хлеб; в росписях катакомб Св. Калликста по бокам от стола видны корзины, наполненные хлебом - как напоминание о чуде, свершенном Иисусом в пустыне и накормившем голодных.
...
Важным этапом в становлении христианского изобразительного искусства были поиски подходов к зримому образу Иисуса, т.е. к Его изображению. Не решаясь представить непосредственно человеческий облик Иисуса, живописцы в катакомбах использовали образ Доброго пастыря - юноши с овцой на плечах (символ спасенной души) или окруженного овцами - верующими.
...
Постепенно идут поиски собственно иконографии Иисуса. Евсевий Кесарийский сохранил апокрифическую легенду о том, что сам Иисус обтер свое лицо платом, запечатлел на нем свое изображение и послал его царю Осроэны Авгару - тем самым изображение Христа словно получило Его благословение. Складывается и легенда о том, будто бы евангелист Лука писал портрет Богоматери.
...
Примерно с того же времени, что и изображения Иисуса, развивается и иконография Богоматери. Обычно ее изображают с Младенцем на руках, сидящей или стоящей. ... Богоматерь с самого начала стараются изобразить прекрасной.
...
В некоторых фресках появляются изображения апостолов, в частности Петра и Павла, представленных, как и во всей последующей христианской живописи, лысоватыми, немолодыми мужчинами. Атрибуты Петра - ключи, которые протягивает ему Христос, у Павла - свиток (Закона?). У нас нет свидетельств, что эти изображения были объектом поклонения {sic!}, а не просто иллюстрацией к Священному Преданию.
...
На Западе иконы становятся неотъемлемой частью украшения храма, но, в отличие от сложившегося окончательно в средневековой Византии иконопочитания {sic!} изображения для западных иерархов не обладали сакральностью, но служили украшением, иллюстрацией Священного Писания («Библией для неграмотных») для усиления благоговения.
© И.С. Свенцицкая, доктор исторических наук: «Изгои вечного города». Издательство «Вече», г. Москва, 2006 год, (стр. 266-290)





Мн. И. несут ... отпечатки и др. религ. представлений, напр., культа животных. Так, «св. дух» изображался на них в виде голубя, евангелитсы Лука - в образе быка, Иоанн - орла, Марк - льва. Вплоть до XVIII в. св. Христофор изображался в России с песьей головой. Иисус Христос рисовался в виде барана или рыбы, и только на Трульском соборе (692) было постановлено изображать его в человеч. облике.
... Христ. иконография формировалась под большим влиянием изображений др.-греч., инд. и иранских богов. Образ Христа во многом повторял образ Митры. Иконописными прообразами девы Марии служили изображения Исиды, Кибелы, Астарты.
... Производство икон было строго регламентировано и находилось под контролем церкви.
© АН СССР, Институт философии: «Краткий научно-атеистический словарь». Издательство «Наука», Москва, 1964 год, статья «Икона» (стр. 230)

... Раннехрист. искусство зародилось в подземных усыпальницах - катакомбах и сначала имело преимущ. декоративный {sic!} характер. Но вскоре оно стало включать и библейско-иллюстративные мотивы. Нередко они были навеяны образами евангельских притч, такими как агнец, виноградная лоза, Добрый Пастырь и т.д. Затем на стенах гробниц появились и развернутые сюжетные композиции Девы Марии с Младенцем, Крещения Господня, поклонения волхвов, исцеления расслабленного, умножения хлебов, воскрешения Лазаря, Христа и апостолов.
... На рубеже 2-3 вв. лик Христа в катакомбном И.и. был еще условно-обобщенным, Его представляли безбородым юношей, но с 3 в. постепенно закрепился т.н. «исторический образ», к-рый с тех пор становится господствующим в иконографии. ... Распятия появляются не раньше 5-6 вв., фактически уже в рамках визант. искусства.
... Византийское И.и. (4-15 вв.) ... Византия создала уникальный жанр иконописи и фрески. Византийское И.и. было, как правило, анонимным, в нем царили традиция и канон {sic!}. Канон подчеркивал, что образ есть не результат только личного творчества, а отражение церковного Предания Священного {sic!}.
... Древнерусское И.и. (11-16 вв). Приняв христианство из Византии, древняя Русь заимствовала у нее и основные принципы религиозного И.и. Однако сравнительно быстро мастера Руси нашли собственные пути, к-рые, не нарушая канона, выявили своеобразие национального гения.
... Россия в 17 в. переживала трудную полосу перехода к новому европейскому бытию. В И.и. еще сохранялись старые иконописные каноны, но в них уже проникали зап. веяния, медленно разрушавшие традиционные принципы перспективы и изображения ликов. Зачастую, подчиняясь заказчикам, мастера заимствовали композиции из иноземной графики. Так, для церкви Св.Троицы в Москве (сер. 17 в.) фрески были написаны по образцам гравюр Библии Пискатора. Однако рус. изографы лишь отталкивались от этих образцов, создавая вполне самобытные творения.
© о. Александр Мень: «Библиологический словарь». Издательство «Фонд им. Александра Меня», Москва, 2002 год, статья «Изобразительное искусство и Библия» (электронная версия)

Иконопись была создана и получила широкое распространение в Византии в те времена, когда грамотность была уделом немногих ... В известной мере сходная ситуация была и на Руси ... И.и ц.с. играли роль своеобразной «книги для неграмотных», помогая запоминать библ. события и давая им толкование. Образованные слои общества воспринимали именно толковательный аспект И.и ц.с., придавая им в те или иные эпохи символич. смысл, далеко не всегда однозначный. Различия были связаны с особенностями времени и спецификой образов. Иконы создавались в согласии с церк. традицией. Устойчивые иконописные каноны существовали для изображения тех или иных лиц и моментов свящ. истории. ... На иконах Благовещения изографы ... также вводили сцены, навеянные апокрифами (Дева у колодца, Дева за пряжей).
Развитие И.и ц.с. шло от условной иллюстративности к многогранному богосл. символизму. ... Т.о., иконопись стремилась раскрыть внутренний смысл церк.-библ. учения. Свящ. история говорила в иконописи не только о событиях прошлого, но и о вечности.
Свв. отцы, защитники иконопочитания, отвергли возможность изображения Бога невоплощенного, Бога Отца. {sic!} Вопрос этот не раз обсуждался в церкви. Запрет таких изображений был подтвержден и на Московском Соборе 1654. Исключение делалось лишь для икон апокалиптич. содержания, «ради тамошних видений». Однако изображения Бога Отца все же продолжали появляться (древнейшее - в рукописи Иоанна Лествичника 11 в.).
... Отход от историзма проявляется в них двояко: иногда среди апостолов нет Богоматери, а нередко среди них помещается ап. Павел, к-рого в действительности не было среди учеников в день сошествия Св. Духа.
© о. Александр Мень: «Библиологический словарь». Издательство «Фонд им. Александра Меня», Москва, 2002 год, статья «Иконопись и церковная стенопись как истолкователи Библии» (электронная версия)

{sic!} Портретного описания Иисуса Назаретянина в Библии нет. Равно как нет описаний внешнего вида Апостолов, девы Марии и других персонажей изографии. Мало кто из иконописцев утруждал себя изучением иудейского быта, одежды, архитектуры, природы Святой Земли и т.д. Средневековые изображения Христа ничем не отличаются от портретов донов и сеньоров того времени: ни интерьером, ни одеждой, ни даже чертами лица. Кого и в каком виде изображать на иконах - определяется традицией каждой церкви.

Дело с описанием Бога гораздо запутаннее.

«Бога не видел никто никогда» (Иоанн 1:18);
«Бога никто никогда не видел» (1-е Иоанна 4:12);
«человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:20);
«подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть [Его], и чтобы не пали многие из него» (Исход 19:21);
«единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1-е Тимофею 6:16).

В то же время:

«я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Бытие 32:30);
«Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили» (Исход 24:9-11);
«теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5);
«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Даниил 7:9-10);
«и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Откровение 4:2-11).

Многие стихи Библии говорят о наличии у Бога вполне человеческих органов: лицо, глаза, уши, сердце, рука, десница, мышцы и т.д.

Тем не менее:

«Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24);
«Бог есть свет» (1-е Иоанна 1:5);
«Бог есть истина» (Иеремия 10:10);
«Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:8; 4:16);
«Бог ... есть огнь поядающий» (Второзаконие 4:24, Евреям 12:29; Исход 24:17);
«Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Исаия 40:18-22).

{sic!} Можно смело утверждать, что нигде, в т.ч. ни на одной иконе нет изображений Бога.


IX. Есть ли разница между языческими и христианскими идолами?


ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ, в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись как воплощению самого Бога. В переносном смысле - олицетворение богатства, денег.
© «Большой энциклопедический словарь» (электронная версия)

Изображение. (I) ... Хотя поклонение И. было строго запрещено Законом (Исх 20:4 и след.), но с того момента, как Аарон изготовил золотого тельца (Исх 32:4 и след.), и до времен Иосии (4Цар 23:14 и след.) оно, тем не менее, постоянно практиковалось израильтянами. В Северном царстве почитание истинного Бога неразрывно соединялось с поклонением некоему И. (чаще всего в образе быка, к-рый в Библии презрит. именуется тельцом, 3Цар 12:28 и след.). ... И. херувимов на ковчеге завета (Исх 25:18-20) в скинии (Исх 26:1,31) и в храме не подпадают под запрещение, т.к. они были изготовлены по велению Самого Бога. Это же относится и к железному змею (Чис 21:8 и след.); основываясь на 1Пар 28:19, подобный вывод можно сделать и в отношении двенадцати литых волов, поддерживавших медное море (3Цар 7:25). Все эти И. не были предназначены для их почитания наряду с Богом. Но насколько тонкой в этих случаях была граница между богопочитанием и поклонением И. и сколь важной была вторая заповедь (Десять заповедей, II) {sic!}, можно убедиться, вспомнив поклонение золотому тельцу Аарона и медному змею, к-рого в конце концов вынужден был «истребить» Езекия (4Цар 18:4), дабы прекратить идолопоклонство.
© «Предметно-именной указатель Брокгауза», статья «Изображение» (электронная версия)

Пример 1: золотой телец Аарона

Идол, сделанный народом в Синайской пустыне, не был символом языческого бога, это было «изображение» Израильского Бога: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу» (Исход 32:4-5, а также 32:8, Неемия 9:18).

Сам Бог отверг такой вид поклонения:

«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исход 32:7-8, а также Второзаконие 9:12). Моисей «взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исход 32:20, а также Второзаконие 9:21). «И поразил Господь народ за сделанного тельца» (Исход 32:35).

Библейские характеристики поклонения образу вместо самого Бога:

«грех», «грехи», «грех великий» (Исход 32:21, 30, 31, 32, 34, Второзаконие 9:18, 21);
«зло» (Второзаконие 9:18);
«развратился народ» (Второзаконие 9:12);
«уклонились они от пути, который Я заповедал» (Второзаконие 9:12, 9:16);
«променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву» (Псалтирь 105:19-21);
«заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих» (Евреям 3:8-11);
«Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1-е Коринфянам 10:7).

«Образ» Бога назван:

«истукан» (Псалтирь 105:19, Второзаконие 9:12);
«идол» (Деяния 7:41).

Пример 2: служение сыновей Аарона

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Левит 10:1-2).
Этот случай убедительно доказал Аарону и всему народу, что даже из самых лучших побуждений нельзя пороть отсебятину и нарушать предписанный порядок богослужения. Аарон был настолько напуган, что отказался есть принадлежащую ему долю жертвоприношения во внеурочное время (Левит 10:16-20).

Пример 3: тельцы Иеровоама

После смерти Соломона основавший Северное царство и воцарившийся в нём Иеровоам (сын Наватов) предпринял попытку поменять предписанный порядок богопоклонения: «И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному [из] [них], даже в Дан. И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике» (3-я Царств 12:28-32).

Бог наказал Иеровоама: «И одеревенела рука его, ... и не мог он поворотить ее к себе. И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним» (3-я Царств 13:1-5).


X. Что ещё в Библии говорится об идолах и идолопоклонстве?


«художник сделал его, и потому он не бог» (Осия 8:6);
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Второзаконие 4:15-18);
«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие 18:9-12);
«проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!» (Второзаконие 27:15);
«И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия» (4-я Царств 23:24);
«Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его ... чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иеремия 7:30-31);
«вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом» (Иезекииль 8:10);
«Если кто праведен и ... к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, ... он непременно будет жив, говорит Господь Бог. о если у него родился сын разбойник, ... и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, ... он не будет жив. ... Душа согрешающая, она умрет» (Иезекииль 18:5-21);
«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. ... ибо и художники сами из людей же ... Плотник ... Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется ... А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: “спаси меня, ибо ты бог мой”. ... и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: “половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?” Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: “не обман ли в правой руке моей?”» (Исаия 44:9-20).

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 30
Зарегистрирован: 29.11.07
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.09 01:32. Заголовок: Иконопочитание






Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Яросславской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.
(© Источники: pritvor.kiev.ua - текст, patriarchia.ru - фото В. Нестеренко)

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 31
Зарегистрирован: 29.11.07
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.09 11:18. Заголовок: http://test.fontcity..



«Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просящий прощения прегрешений наших, Христе Боже волею ко благоволил еси плотию взойти на Крест, да избавиши, аже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопиём Тебе: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир.
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя Жизнедателя Христа и почитаем Пречистого Лика Твоего преславное изображение

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 44
Зарегистрирован: 29.11.07
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.09 11:43. Заголовок: Предлагаю широкой пу..


Предлагаю широкой публике ещё один фотодокумент. Увы, фонарный столб со всякими указателями и светофорами заслоняет изрядную часть баннера. Но снять с той стороны столба эту махину не представляется возможным. Я выбрал такую точку съёмки, чтобы ясно читались фразы «чудотворный ... образ», «приглашаем поклониться ... святыне», «встреча ... иконы». А для пущей убедительности снял ещё и постер, наклеенный на стекло трамвая.


Для тех, кто гуляет по Сети с отключенной графикой, привожу текст. Постер в трамвае:

«По благословению святейшего патриарха Кирилла.
20-23 октября.
Воскресенский кафедральный собор (ул. Спартака).
Принесение чудотворного первообраза Феодоровской иконы Божией Матери.
Приглашаем поклониться всероссийской святыне.
Справки: 42 25 21.
Встреча Феодоровской иконы 20 октября в 18-00.
Общественная организация «Православная молодёжь».

Баннер на здании церкви:

Тот же текст дополнен фразой «Съезд православной молодёжи Центрального федерального округа 20-23 октября г. Тверь»

Я воздержусь от комментариев, хочу только привести несколько цитат из Священного Писания:
«Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»
(© Иисус Христос, I век н.э.: «Евангелие от Матфея» 4:10, «Евангелие от Луки» 4:8);
«Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса»
(© Давид, X век до н.э.: «Псалтирь» 71:18);
«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах»
(© Иеремия, VI век до н.э.: «Книга пророка Иеремии» 10:2-5).


• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 54
Зарегистрирован: 29.11.07
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.10 00:16. Заголовок: Святые мощи


«СВЯТЫЕ» МОЩИ

В аэропорту греческого города Салоники полиция арестовала 43-летнего электрика из Цюриха Штефана Майера. Служба безопасности воздушной гавани перед посадкой в самолет, отправляющийся в Германию, обнаружила в его багаже 197 человеческих костей и три черепа.

Майер был должен был передать кости представителю Русской православной церкви в ФРГ и утверждал, что это святые мощи, сообщает британская газета [url=http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/greece/7760700/Greek-Orthodox-Church-deacon-arrrested-for-trafficking-human-bones.html]The Daily Telegraph (24 May 2010, 7:13PM)[/url].

Действовал Майер не один. Полиция арестовала его сообщника - 24-летнего дьякона Элладской православной церкви, служащего в епархии города Сидирокастро, на севере Греции, близ болгарской границы. В его доме нашли 505 человеческих костей и 15 черепов. На костях были этикетки с именами святых.

Оба арестованных содержатся в Салониках. Сегодня они должны предстать перед городским судом. Им предъявлено обвинение в воровстве, незаконной торговле и осквернении святынь.

© newsru.com (25 мая 2010 г., 18:06)<\/u><\/a>
а также:
©
Христианский новостной портал. Эстония, Кохтла-Ярве (26 May 2010, 11:45)<\/u><\/a>
©
Портал Кредо (26 мая 2010, 11:55)<\/u><\/a>

и т.д.

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1
Зарегистрирован: 16.03.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.11 09:23. Заголовок: Торжество Православия


ДОГМАТ
о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского

Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем:

подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.

Источник:http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/vii_sobor/index.htm<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет