Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.
Пост N: 28
Зарегистрирован: 29.11.07
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг:
0
Отправлено: 19.06.09 00:39. Заголовок: Идолопоклонство vs иконопочитание
К сожалению, не имею сейчас возможности полно и объективно осветить эту тему. Поэтому выкладываю только фактический материал. Изучать его, рассуждать, оценивать надёжность и достоверность источников, сопоставлять различные толкования и делать выводы - оставляю читателям. Я лишь подчеркнул те тексты, на которые опирался бы при написании статьи. В остальном же в цитатах сохранена оригинальная орфография источников.
{sic!} Любопытно, что в библейском словаре Александра Меня нет словарных статей «идол», «идолопоклонство» и «икона», хотя в других статьях эти понятия он использует десятки раз. Впрочем, в «Словаре по библиологии» А. Меня есть статьи об истории иконографии, которые цитируются ниже.
II. Что Библия понимает под идолом и идолопоклонством?
Идолопоклонство - поклонение ложным богам и идолам, принесение им жертв, возлагание на них надежд. ... Поклонение в древности (когда люди еще вели себя «примитивно» - нелицемерно, открыто) осуществлялось перед видимыми изображениями этих богов (идолов), им приносились в явном виде человеческие жертвы (Ие
{sic!} Портретного описания Иисуса Назаретянина в Библии нет. Равно как нет описаний внешнего вида Апостолов, девы Марии и других персонажей изографии. Мало кто из иконописцев утруждал себя изучением иудейского быта, одежды, архитектуры, природы Святой Земли и т.д. Средневековые изображения Христа ничем не отличаются от портретов донов и сеньоров того времени: ни интерьером, ни одеждой, ни даже чертами лица. Кого и в каком виде изображать на иконах - определяется традицией каждой церкви.
Дело с описанием Бога гораздо запутаннее.
• «Бога не видел никто никогда» (Иоанн 1:18); • «Бога никто никогда не видел» (1-е Иоанна 4:12); • «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:20); • «подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть [Его], и чтобы не пали многие из него» (Исход 19:21); • «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1-е Тимофею 6:16).
В то же время:
• «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Бытие 32:30); • «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили» (Исход 24:9-11); • «теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5); • «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Даниил 7:9-10); • «и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Откровение 4:2-11).
Многие стихи Библии говорят о наличии у Бога вполне человеческих органов: лицо, глаза, уши, сердце, рука, десница, мышцы и т.д.
Тем не менее:
• «Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24); • «Бог есть свет» (1-е Иоанна 1:5); • «Бог есть истина» (Иеремия 10:10); • «Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:8; 4:16); • «Бог ... есть огнь поядающий» (Второзаконие 4:24, Евреям 12:29; Исход 24:17); • «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Исаия 40:18-22).
{sic!} Можно смело утверждать, что нигде, в т.ч. ни на одной иконе нет изображений Бога.
IX. Есть ли разница между языческими и христианскими идолами?
Идол, сделанный народом в Синайской пустыне, не был символом языческого бога, это было «изображение» Израильского Бога: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу» (Исход 32:4-5, а также 32:8, Неемия 9:18).
Сам Бог отверг такой вид поклонения:
«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исход 32:7-8, а также Второзаконие 9:12). Моисей «взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исход 32:20, а также Второзаконие 9:21). «И поразил Господь народ за сделанного тельца» (Исход 32:35).
Библейские характеристики поклонения образу вместо самого Бога:
• «грех», «грехи», «грех великий» (Исход 32:21, 30, 31, 32, 34, Второзаконие 9:18, 21); • «зло» (Второзаконие 9:18); • «развратился народ» (Второзаконие 9:12); • «уклонились они от пути, который Я заповедал» (Второзаконие 9:12, 9:16); • «променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву» (Псалтирь 105:19-21); • «заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих» (Евреям 3:8-11); • «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1-е Коринфянам 10:7).
«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Левит 10:1-2). Этот случай убедительно доказал Аарону и всему народу, что даже из самых лучших побуждений нельзя пороть отсебятину и нарушать предписанный порядок богослужения. Аарон был настолько напуган, что отказался есть принадлежащую ему долю жертвоприношения во внеурочное время (Левит 10:16-20).
Пример 3: тельцы Иеровоама
После смерти Соломона основавший Северное царство и воцарившийся в нём Иеровоам (сын Наватов) предпринял попытку поменять предписанный порядок богопоклонения: «И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному [из] [них], даже в Дан. И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике» (3-я Царств 12:28-32).
Бог наказал Иеровоама: «И одеревенела рука его, ... и не мог он поворотить ее к себе. И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним» (3-я Царств 13:1-5).
X. Что ещё в Библии говорится об идолах и идолопоклонстве?
• «художник сделал его, и потому он не бог» (Осия 8:6); • «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Второзаконие 4:15-18); • «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие 18:9-12); • «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!» (Второзаконие 27:15); • «И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия» (4-я Царств 23:24); • «Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его ... чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иеремия 7:30-31); • «вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом» (Иезекииль 8:10); • «Если кто праведен и ... к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, ... он непременно будет жив, говорит Господь Бог. о если у него родился сын разбойник, ... и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, ... он не будет жив. ... Душа согрешающая, она умрет» (Иезекииль 18:5-21); • «Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. ... ибо и художники сами из людей же ... Плотник ... Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется ... А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: “спаси меня, ибо ты бог мой”. ... и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: “половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?” Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: “не обман ли в правой руке моей?”» (Исаия 44:9-20).
«Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просящий прощения прегрешений наших, Христе Боже волею ко благоволил еси плотию взойти на Крест, да избавиши, аже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопиём Тебе: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир. ВЕЛИЧАНИЕ Величаем Тя Жизнедателя Христа и почитаем Пречистого Лика Твоего преславное изображение.»
Пост N: 44
Зарегистрирован: 29.11.07
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг:
0
Отправлено: 13.10.09 11:43. Заголовок: Предлагаю широкой пу..
Предлагаю широкой публике ещё один фотодокумент. Увы, фонарный столб со всякими указателями и светофорами заслоняет изрядную часть баннера. Но снять с той стороны столба эту махину не представляется возможным. Я выбрал такую точку съёмки, чтобы ясно читались фразы «чудотворный ... образ», «приглашаем поклониться ... святыне», «встреча ... иконы». А для пущей убедительности снял ещё и постер, наклеенный на стекло трамвая.
Для тех, кто гуляет по Сети с отключенной графикой, привожу текст. Постер в трамвае:
«По благословению святейшего патриарха Кирилла. 20-23 октября. Воскресенский кафедральный собор (ул. Спартака). Принесение чудотворного первообраза Феодоровской иконы Божией Матери. Приглашаем поклониться всероссийской святыне. Справки: 42 25 21. Встреча Феодоровской иконы 20 октября в 18-00. Общественная организация «Православная молодёжь».
Баннер на здании церкви:
Тот же текст дополнен фразой «Съезд православной молодёжи Центрального федерального округа 20-23 октября г. Тверь»
В аэропорту греческого города Салоники полиция арестовала 43-летнего электрика из Цюриха Штефана Майера. Служба безопасности воздушной гавани перед посадкой в самолет, отправляющийся в Германию, обнаружила в его багаже 197 человеческих костей и три черепа.
Майер был должен был передать кости представителю Русской православной церкви в ФРГ и утверждал, что это святые мощи, сообщает британская газета [url=http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/greece/7760700/Greek-Orthodox-Church-deacon-arrrested-for-trafficking-human-bones.html]The Daily Telegraph (24 May 2010, 7:13PM)[/url].
Действовал Майер не один. Полиция арестовала его сообщника - 24-летнего дьякона Элладской православной церкви, служащего в епархии города Сидирокастро, на севере Греции, близ болгарской границы. В его доме нашли 505 человеческих костей и 15 черепов. На костях были этикетки с именами святых.
Оба арестованных содержатся в Салониках. Сегодня они должны предстать перед городским судом. Им предъявлено обвинение в воровстве, незаконной торговле и осквернении святынь.
ДОГМАТ о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского
Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем:
подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет