Это - запись ученика 4-го класса на первом уроке ОПК. Я хорошо знаю семью этого ученика, все в ней к религии всегда относились как к чему-то не из их жизни. Атеистами их тоже нельзя назвать, у них просто нет НИКАКОГО отношения к Богу. Первый урок ОПК - это практически первое в жизни моего знакомого соприкосновение с религией. Оно произошло в школе. Это - обязательный предмет школьной программы, вскоре ему придётся отвечать учителю на вопросы, писать контрольные и получать оценки.
Я знаю, что многие считают это правильным, Для Вас у меня есть несколько вопросов:
• согласны ли Вы с утверждением «культура это знания»?
• верно ли, что православная культура - это знания о деятельности живших когда-то православных верующих?
• следует ли из записанных учеником слов учителя, что человек, не обладающий этими знаниями, - некультурный?
• является ли знание ОПК необходимым и достаточным условием для того, чтобы считаться культурным?
• сколько человек в России можно назвать культурными, исходя из этого критерия?
• сколько учителей в России можно назвать культурными?
• насколько православные верующие знакомы с судьбами своих единоверцев прошлых веков?
• можете ли Вы что-либо сказать о культуре учителя по этой записи?
• были ли культурными граждане СССР? культурны ли родители этого ученика, другие его родственники?
• что такое «православная культура других народов мира»?
• имеют ли какое-либо отношение к культуре другие направления христианства, кроме ортодоксального, а также иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и другие религии?
• можно ли считать культурными жителей западной Европы, США, Японии, Китая и т.д.?
Далее. У нас в городе, кроме надиктованных учителем храмов, есть ещё синагога, костёл, мечеть, четыре дома собраний Церкви христиан адвентистов седьмого дня, два дома собраний баптистов, зал царств Свидетелей Иеговы и мн. др. В силу разных причин многие православные храмы находятся в плачевном состоянии и представляют собой удручающее зрелище. Храмы других христианских общин, как правило, выглядят вполне респектабельно. В основном они построены недавно самими верующими. Вокруг них как минимум чисто, власти с особым пристрастием заставляют этих верующих выкладывать тротуарную плитку, ухаживать за газонами, следить за освещением и прочим образом облагораживать «прилегающую территорию». Есть у нас и храм Православной Церкви Божией Матери «Державная». В связи с чем:
• как ученик 4-го класса должен отличать православные храмы от остальных? должен ли он уже на первом занятии вникнуть в особенности храмовой архитектуры, детально изучить христианскую символику, а также манеры поведения, традиции, обряды верующих разных религий?
• может быть, ученик должен заучить список православных храмов наизусть?
• какие храмы должны ли входить в этот список: только Русской Православной Церкви или всех православных церквей, действующих на территории России?
• какую оценку должен будет поставить учитель ученику, если он в контрольной работе укажет храмы, не принадлежащие РПЦ?
• что должен ответить учитель на вопрос, почему храм, который ученик видит из окна своего дома, не внесён в список?
• что ученик будет думать о храмах, оставшихся вне списка и вне культуры?
• что ученик должен думать о своих друзьях, посещающих со своими родителями эти храмы?
Буду очень признателен за краткие ответы в стиле: «да», «нет», «все», «никто», «затрудняюсь ответить», «знаю, но не скажу». Спасибо! Игорь.